Пандемия как катализатор и активатор развития страхового рынка
Щекланов Евгений Анатольевич
Управляющий директор ООО СК «Сбербанк страхование жизни»
|
В полной ли мере российский рынок страхования жизни восстановился после начала пандемии, какова динамика по сравнению с прошлым годом? Как будет дальше меняться тренд (заметно усилившийся осенью) на ускоренное развитие цифровых сервисов?
По итогам двух первых кварталов 2021 года рынок страхования жизни вырос на 29%, сборы достигли 250 млрд рублей. Рынок сумел не только восстановиться после начала пандемии коронавируса, но и показывает существенный рост. Большую роль в этом играют перевод продаж в онлайн-каналы и развитие цифровых сервисов.
Драйвером данного процесса стало принятие в апреле прошлого года закона, разрешающего страховым агентам и брокерам заключать договоры страхования в Интернете, они получили доступ к онлайн-продажам. Если раньше таким образом можно было приобрести лишь полисы ОСАГО, то сейчас на витрине представлены договоры, охватывающие совершенно разные риски и жизненные ситуации. Компания «Сбер страхование жизни» еще на этапе подготовки этого важного законопроекта оказывала помощь в его разработке, а после принятия одной из первых вывела на рынок линейку инвестиционного страхования и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ).
Сборы «Сбер страхование жизни» в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2020 году увеличились на 38%. Чтобы сохранить объем продаж и сделать процесс обслуживания максимально удобным, компания полностью перевела в онлайн продажи продуктов, сейчас продолжается постепенный перевод в Сеть и постпродажного обслуживания. Это стало возможным благодаря технологии Deep Linking (deeplink). Deeplink - это гиперссылка, которая перенаправляет клиента в конкретный раздел приложения или сайта, сокращая количество промежуточных действий и помогая попасть на нужную страницу за минимальное количество кликов.
В случае со страховыми продуктами эта технология позволяет переместиться из приложения «СберБанк Онлайн» в информационную систему страховщика одним нажатием кнопки. Человек, сам того не видя, получает постпродажное обслуживание. Пока что таким образом можно аннулировать договор и заявить о наступлении страхового случая. В ближайшие два года мы планируем полностью перевести взаимодействие с клиентами в режим онлайн, чтобы люди могли осуществить необходимые операции по своему договору, не обивая пороги офисов и собирая большие пакеты документов.
Еще одна важная веха в развитии страхового рынка - возможность подключения к государственным сервисам. И здесь мы тоже являемся пионерами – «Сбер страхование жизни» начал осуществлять электронное взаимодействие с официальным реестром ЗАГС, что позволяет автоматизировать выплаты по дожитию, либо по страховому случаю.
Взаимодействие с реестром Фонда социального страхования (ФСС) пока только тестируется. Запуск в промышленную эксплуатацию намечен на конце четвертого квартала этого года, что позволит автоматически осуществлять выплаты по больничным. Некоторые страховые продукты включают риск потери трудоспособности и сейчас, в случае ее наступления, выплаты производятся только с 32-го дня. Автоматизированное получение сведений из ФСС позволит страховщикам переводить клиенту деньги сразу, как только он открывает больничный.
Кроме того, мы занимаемся подключением к единому реестру здравоохранения в интересах страхования от критических заболеваний или получения инвалидности. Сейчас люди ходят по больницам и собирают документы, а налаженное электронное взаимодействие могло бы избавить их от этих хлопот, позволив сосредоточиться на своем здоровье. К сожалению, Минздрав пока не пускает страховщиков в эту систему, опасаясь за сохранность врачебной тайны, несмотря на то, что в этой системе уже работают представители ОМС. Но мы надеемся, что здравый смысл и соображения удобства для пациентов победят и мы сможем в скором будущем кардинально упростить жизнь страхователей и застрахованных.